Практика по зоологии беспозвоночных

Б2.У.2 «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (по зоологии беспозвоночных)»

Профиль: Ботаника, Зоология беспозвоночных, Зоология позвоночных, Биохимия, Микробиология, Биоинженерия и биоинформатика, Физиология.

 

Для получения зачёта по практике необходимо выполнить основные требования:

- сдать индивидуальный отчет о полевой практике, написанный и оформленный в соответствии с требованиями;

- представить доклад по результатам проведения самостоятельной исследовательской работы (индивидуально или одна тема на 3-5 человек);

- сдать оформленную зоологическую коллекцию, содержащую не менее 100 определенных видов водных и наземных беспозвоночных из разных таксономических групп (одна коллекция от бригады из 3-5 человек).

 

Самостоятельные работы выполняются индивидуально или в составе бригады из 4-5 человек. В конце полевого сезона работы должны быть представлены в виде доклада, который сопровождается показом рисунков, схем, фотографий, видеофрагментов, иллюстрирующих содержание доклада. Результаты самостоятельной работы являются составной частью зачета по практике.

Темы самостоятельных работ, выполняемых в условиях городской практики в г. Иркутске:

1. Сравнительная характеристика наземных беспозвоночных лесного и лугового биоценозов.
2. Характеристика фауны насекомых острова «Юность».
3. Дневные чешуекрылые г. Иркутска.
4. Фауна стрекоз различных типов водоемов г. Иркутска.
5. Специфика фауны насекомых заболоченных стаций г. Иркутска.
6. Фауна муравьев и особенности их поселений в условиях города.
7. Герпетобионтные жесткокрылые в урбанистическом градиенте.
8. Насекомые-хортобионты, особенности их распределения в различных стациях г. Иркутска.
9. Тополевая минирующая моль и другие вредители тополей в г. Иркутске.
10. Разнообразие и образ жизни перепончатокрылых в условиях города.
11. Горностаевые моли – вредители яблони и черемухи в г. Иркутске.
12. Разнообразные типы повреждений древесных пород растений, фауна и образ жизни беспозвоночных, их вызывающих.
13. Насекомые – вредители березы.
14. Насекомые, повреждающие древесно-кустарниковые насаждения в г. Иркутске.
15. Сравнительная характеристика реофильной и лимнофильной фауны беспозвоночных на примере водоемов Иркутска и его окрестностей.
16. Фауна ручейников различных водоемов г. Иркутска.
17. Моллюски – обитатели Ангары и других водоемов в окрестностях Иркутска.
18. Планктонные организмы в районе Иркутска.
19. Простейшие и коловратки – мельчайшие обитатели водоемов.
20. Особенности строения и образа жизни пиявок.
21. Приспособления личинок стрекоз к различным типам водоемов.
22. Амфиподы реки Ангары и других водоемов Иркутска.

 

Темы самостоятельных работ, выполняемых в условиях практики в пос. Большие Коты:

1. Сравнительная характеристика наземных беспозвоночных лесного и степного биоценозов.

2. Сравнительная характеристика фауны насекомых падей Варначка, Жилище и Черная.

3. Наблюдения за летом ночных бабочек при различных погодных условиях.

4. Фауна стрекоз окрестностей пос. Большие Коты.

5. Биология и образ жизни муравьиного льва.

6. Фауна муравьев и распределение их колоний в окрестностях базы практики.

7. Пищедобывательная активность и спектр питания муравьев.

8. Жесткокрылые семейства усачей района практики: состав, биотопическое распределение.

9. Жуки - листоеды района практики: таксономический состав, пищевая специализация.

10. Разнообразие и образ жизни перепончатокрылых.

11. Основные семейства мух в районе практике и их образ жизни.

12. Разнообразные типы повреждений древесных пород растений, фауна и образ жизни беспозвоночных, их вызывающих.

13. Обитатели пней и поваленных деревьев.

14. Таксономическое и экологическое разнообразие фауны насекомых на цветках различных покрытосеменных растений.

15. Сравнительная характеристика фауны водных беспозвоночных мелководных озер и горных рек.

16. Состав фауны водных беспозвоночных рек Большая и Малая Котинка, Жилище, Черная, Сенная, сравнительный анализ их населения.

17. Изменения сообщества гидробионтов литорали оз. Байкал в зависимости от погодных условий.

18. Различия в составе фауны беспозвоночных животных на глубинах 0-1 и 5-15 м.

19. Различия в составе фауны Байкала и окружающих водоемов, их причины.

20. Фауна простейших в мелких водоемах, различающихся по водной растительности и характеру органических остатков.

21. Байкальские губки: строение, биотопическое распределение.

22. Паразитические черви байкальских подкаменщиковых рыб.

23. Фауна байкальских моллюсков в районе Больших Котов.

24. Фауна амфипод на разных биотопах в бухте Большие Коты.

25. Наблюдения за суточными вертикальными миграциями байкальских амфипод при различных погодных условиях.

26. Сравнительная характеристика фауны ручейников оз. Байкал и окружающих водоемов.

 

Требования к отчёту о практике:

В конце практики студентами составляется индивидуальный письменный отчет, который выполняется на отдельных листах. Объем отчета должен составлять до 40–50 страниц рукописного текста, включая графики, рисунки, таблицы. Схема написания отчета предлагается студентам перед окончанием практики. Она, как правило, включает следующие разделы:

- Введение – в нем обосновывается цель и формулируются задачи практики, указываются место и сроки ее проведения;

- Физико-географическая характеристика района прохождения практики (составляется как с использованием методической литературы, так и на основе собственных наблюдений). Здесь необходимо, помимо общего описания местности, привести характеристику метеоусловий в период практики, включающую: суточный ход температуры воздуха и воды в оз. Байкал (по данным на 9:00, 14:00 и 19:00 часов), облачность, осадки (с указанием дней и интенсивности), штормы (с указанием направления ветра и силы волнения).

- Материал и методика – приводятся описания гидробиологических и энтомологических методов, непосредственно использованных в ходе практики; указывается общий объем собранного и обработанного материала за весь период практики.

- Сравнительно-фаунистический анализ исследованных экосистем. Приводятся основные данные, полученные в ходе как групповых экскурсий, так и самостоятельных исследований. При этом, по выбору студента, сравнительный анализ может быть проведен по районам в целом, или же сначала характеризуются различные водные экосистемы, а затем – наземные. При описании экосистем упоминаются наиболее характерные для них представители фауны (с указанием латинских названий); выявляются экологические факторы, обусловившие тот или иной видовой состав и количественное обилие животных. В конце анализа делаются выводы. Они должны быть краткими, конкретными и вытекать из материалов работы.

- Таксономический список определенных животных. Список должен включать только те виды, которые содержатся в представляемой коллекции, и определение которых было проверено руководителем практики. Список составляется в систематическом порядке, для соблюдения которого используется учебник по зоологии беспозвоночных. При этом название каждого таксона (типа, класса, отряда и др.) должно упоминаться в списке только один раз. Названия видов пишутся с упоминанием фамилий авторов, их описавших; на левом поле листа возле каждого видового названия ставится порядковый номер для удобства подсчета общего количества определенных видов. В списке должны быть представлены все группы беспозвоночных (водных и наземных), изучавшиеся в ходе практики.

- Заключение – в нем студент дает оценку своему пребыванию на базе практики, полученным (или не полученным по какой-то причине) знаниям и умениям; высказывает пожелания по улучшению содержания и условий проведения  практики.

- Список использованной литературы – в него включаются только наиболее важные и часто используемые учебники, пособия и определители. Оформлять список необходимо в алфавитном порядке по библиографическому стандарту.

- Приложения – требуемое количество рисунков беспозвоночных из различных таксономических групп, выполненных с натуры в цвете или простым карандашом; допускается замена рисунков оригинальными фотографиями.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

Учебная полевая практика по зоологии беспозвоночных [Текст]: учеб.-метод. пособие / Иркутский гос. ун-т, Биол.-почв. фак.; сост. В. Г. Шиленков [и др.]. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. - 154 с. - ISBN 978-5-9624-0570-4

Учебная полевая практика по зоологии беспозвоночных [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие. - ЭВК. - Иркутск: ИГУ, 2012. - Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех". - Неогранич. доступ. - ISBN 978-5-9624-0570-4

б) дополнительная литература:

Догель В.А. Зоология беспозвоночных: учеб. для студ. биол. спец. ун-тов / В. А. Догель. - 8-е изд., стер., Перепечатка с изд. 1981 г. - М.: Альянс, 2009. - 606 с. - ISBN 978-5-903034-46-8

Зоологические экскурсии по Южному Байкалу. Беспозвоночные [Текст] / А. В. Анищенко, И. В. Аров, Н. И. Башарова и др. ; Ред.-сост. В. Г Шиленков. - Иркутск: Приклад. технологии, 2001. - 276 с. - ISBN 5875620552

Мамаев Б. М. Определитель насекомых европейской части СССР [Текст]: учеб. пособие для студ. биол. спец. пед. ин-тов / Б. М. Мамаев, Л. Н. Медведев, Ф. Н. Правдин. - М.: Просвещение, 1976. - 304 с. - ISBN нет

Моуха Й. Бабочки [Текст]: научное издание / Й. Моуха; пер. с чеш. Е. Фиштейн. - Прага: Артия, 1979. - ISBN нет

Слугина З.В. Атлас и определитель двустворчатых моллюсков озера Байкал [Текст] / З. В. Слугина, Я. И. Старобогатов ; РАН, Сиб.отд., Лимнологический ин-т. - Новосибирск: СО РАН, НИЦ ОИГГМ СО РАН, 1999. - 144 с. - ISBN 5769202637

Тахтеев В.В. Фауна и экология бокоплавов озера Байкал [Текст] : учеб. пособие / В. В. Тахтеев, С. И. Дидоренко ; рец.: О. Т. Русинек, Е. Б. Говорухина ; Иркутский гос. ун-т, НИИ биологии, Биол.-почв. фак. - Иркутск: Изд-во Ин-та географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2015. - 115 с. - ISBN 978-5-94797-244-3

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- Зоологические экскурсии по Байкалу: http://zooex.baikal.ru

- Сайт биолого-почвенного факультета ИГУ (раздел, посвящённый полевой практике по зоологии беспозвоночных): http://biosoil.isu.ru/ru/staff/student/autotrening_questions/invert_prakt.html

- Поисковая система Академия Google: http://scholar.google.ru/

- Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/

- Электронная библиотека ИГУ: http://library.isu.ru/

- Электронная библиотека Научно-образовательного центра «Байкал» при ИГУ: http://lake.baikal.ru/

- Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/ и др..