Новости

Открытый интеллектуально-развлекательный интерактив «Pop Biology»

news

Биология в руках школьников

Кто хоть раз побывал на интерактивной площадке биолого-почвенного факультета ИГУ – обязательно придут на нее еще раз. Тому подтверждение большое количество участников очередного познавательного и очень увлекательного интерактива «Pop Biology»

21 апреля на Биолого-почвенном факультете в рамках Дней Биологии прошел открытый интеллектуально-развлекательный интерактив «Pop Biology» для школьников 5-11 классов и всех желающих познакомиться с биологией поближе.

На интерактиве мы хотели показать мир, который окружает каждого из нас, с другой стороны – глазами биолога! Так, например, все ведь пьют натуральные биойогурты, а посмотреть полезные микроорганизмы, которые благоприятно воздействуют на работу кишечника можно было здесь, самостоятельно взяв пробу йогурта, окрасить и под микроскопом увидеть живые бактерии и кроме того убедиться, что самые полезные свойства таких йогуртов именно в последние дни указанного срока годности, когда накапливаются полезные биологически-активные вещества, а не в наисвежайшем виде, как мы все привыкли. Другой пример - вот такую неприятность, как плесень на хлебе, варенье, сыре и других продуктах встречали все из нас, и мы показали, что она из себя представляет, как растет, почему образуется и со временем чернеет. Или все мы каждый день видим зеленых друзей нашей планеты – различные виды растений в парках и на домашних подоконниках, но у нас можно было выделить пигменты, придающие листу окраску и увидеть, что это не только всем привычный зеленый хлорофилл стало большим удивлением для школьников – и это была уже молекулярная биология. Не секрет, что каждый хоть раз сталкивался с домашними рыжими тараканами, а мы показали школьникам больших тараканов, не обитающих в наших широтах, самые смелые могли подержать их в своих руках!!! Все на дачных участках встречаются с почвой, а понять, чем она отличается, на каком грунте лучше выращивать садовые культуры и что такое «биогумус» можно было узнать здесь. Так же мы предлагали школьникам и другие, не менее интересные и познавательные интерактивные площадки, и экскурсии в наши музеи, которые славятся экспонатами с полуторавековой историей! - рассказала организатор мероприятия, ответственный секретарь приемной комиссии биолого-почвенного факультета ИГУ Ксения Тараканова.

Ребятам предлагали посетить познавательные экскурсии по 3 музеям факультета - Музей зоологии позвоночных, Байкальский музей и Музей почвоведения, и одновременно работали 7 интерактивных биологических площадок:

 «От молекулы до целого растения»: провести удивительный эксперимент – выделение пигментов зеленого листа обычного комнатного растения и разделение их методом бумажной хроматографии и увидеть, как на специальной бумаге образовывались зеленые и желтые полосы пигментов - хлорофилл, ксантофиллы и каротиноиды. Здесь же были представлены каллусы растений на питательной среде, из которых после появится целое растение – настоящий клон, выращенный «in vitro», электрофоретические спектры белков и радиоавтографы секвенирования ДНК.

 «Оценка функционального состояния организма»: пройти экспресс-тест на специальном аппарате, который помог оценить свое состояние по нескольким параметрам: узнать каково функциональное состояние центральной нервной системы и уровень работоспособности, уровень регуляции организма, степени напряженности регуляторных систем.

«Рыжий и усатый та-ра-кан! Таракан, таракан, ТАРАКАНИЩЕ»: интерактив для самых смелых и стойких! Школьники могли рассмотреть коллекцию тараканов разных видов: от местных до экзотических Мадагаскарских, от мелких до гигантских, собранную собственноручно нашим сотрудником, увидеть таракана под бинокуляром, а в микроскоп - срез его ротового аппарата. Здесь было представлено несколько видов ЖИВЫХ экзотических тараканов: Чёрный таракан (Blatta orientalis), Таракан архимандрит (Archimandrita tesselata) и Таракан «мёртвая голова» (Blaberus craniifer) и можно было подробно узнать, как растут и где обитают, какими особенностями они обладают – взять в руки гигантских насекомых осмелились не все!

 «Удивительный мир микробов»: что такое микроорганизмы и как широко они распространены повсюду: в почве, воде, воздухе, продуктах питания, что они связаны тесно с организмом человека, животных и растений. Школьники познакомились с биоразнообразием микроорганизмов воздуха и почвы на чашках Петри и микроскопических препаратах. Под руководством студентов смогли увидеть под микроскопом как выглядит бактериальная клетка и самостоятельно приготовить микроскопические препараты молочнокислых бактерий ряженки, йогуртов и бифилайфа и также увидеть их под микроскопом.

 «Почва – жизнь»: микромонолиты, минералы, горные породы, биогумус, эксперимент по определению карбонатов в почве могли провести школьники самостоятельно и посмотреть и все потрогать. Здесь же был представлен один из новых объектов изучения – биогумус, продукт переработки органических отходов сельского хозяйства дождевыми червями. Каждый желающий мог рассмотреть под бинокуляром мезоморфологические свойства биогумуса и обитающих в нем слизевиков и дождевых червей.

 «Клетка и нанобиотехнологии»: увлекательные рассказы об основных научных направлениях и новых отраслях биотехнологии, демонстрация компьютерных моделей внутриклеточных структур. И современное оборудование для изучения биологических клеточных процессов: спектрофотометр, ферментер, рН-метры, ионометры, лабораторные центрифуги, автоматические дозаторы.

«Удивительная ботаника»: узнать анатомическое строение клеток листа, самим правильно сделать срез и посмотреть под микроскопом разнообразие клеток внутри одного листа и узнать, чем они отличаются, за какие функции отвечают. Рассмотреть мицелий и споры микроскопических грибов, увидеть разнообразие их форм и видов. Ознакомиться с особенностями водорослевого мира и при помощи микроскопа увидеть нити водорослей Улотрикса и Спирагиры, а также фиксированные колонии Ностока. Детально рассмотреть гербарный материал экзотических водорослей, грибов, лишайников.

Школьники были потрясены увиденным многообразием форм и видов биологических объектов. Всем, конечно, понравилась доступность биологии – все можно было потрогать, сделать своими руками препараты, провести самостоятельно эксперименты и опыты. Восторженные крики были слышны со всех сторон! А на экскурсиях по музеям ребята узнали много интересного о флоре и фауне родного региона, познакомились с почвенными монолитами и отличиями почв леса, луга, степи и других зональных типах. Все участники мероприятия – и школьники и учителя оставили только положительные отзывы.