Балльно-рейтинговая система оценки знаний

Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов биолого-почвенного факультета

1. Общие положения

Положение разработано  на основании и в соответствии с методическими рекомендациями к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденными приказом Минобразования №2654 от 11.07.02, а также в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №40 от 15.02.2005 г.  «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации».

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов – комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ.

Под  рейтингом понимается «накопленная оценка».  В вузовской практике  рейтинг – это некоторая числовая величина, суммарно характеризующая успеваемость студента, его компетентность, эрудированность,  участие в научной работе.

Целью использования балльно-рейтинговой системы является повышение эффективности управления образовательным процессом. 

Балльно-рейтинговая система предусматривает непрерывный контроль знаний студентов на всех этапах обучения и включает в себя:

  • рейтинг по дисциплине (модулю), учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);
  • рейтинг нескольких  дисциплин, образующих модуль и изучаемых в течение определенного периода;
  • совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в течение данного семестра;
  • интегральный рейтинг, отражающий успеваемость студента в целом в течение определенного  периода обучения в вузе.

 2. Основные задачи   БРС

  • повысить мотивацию активной и регулярной работы студентов в течение семестра;
  •  стимулировать самостоятельную учебную работу студентов в семестре;
  • усилить контроль за систематической работой студентов при освоении ими образовательной программы по специальности (направлению);
  • повысить учебную дисциплину студентов и сократить числа пропусков занятий без уважительных причин;
  • создать условия для конкуренции между студентами с целью их максимальной самореализации в учебной деятельности
  • получить объективную оценку успеваемости и компетентности студента;
  • предоставлять  заинтересованным лицам (родителям, работодателям) объективную информацию об учебных достижениях студентов.

3. Организация балльно-рейтинговой системы на биолого-почвенном факультете

 3.1. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на оценке каждого вида работы студента по дисциплине в рейтинговых баллах.

3.2.  Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов распространяется на все виды учебной работы студентов очной формы обучения, осваивающих основные образовательные программы бакалавриата, за исключением физической подготовки, прохождения студентами учебной и производственной практики, выполнения ими курсовых и выпускных квалификационных работ, а также итоговой государственной аттестации. 

3.3. Баллы, характеризующие успешность освоения студентом конкретной учебной дисциплины, набираются им в течение всего периода изучения этой дисциплины за различные виды успешно выполненных работ.

3.4.  Закрепление количества  баллов за определенными темами и видами работ зависит от  структуры дисциплины, от значимости отдельных тем и отдельных видов работ для освоения дисциплины.

3.5. Усвоение студентом каждой изучаемой в семестре дисциплины максимально оценивается 100 баллами.  Указанное максимальное количество баллов (Sитог), которое студент может набрать за семестр по каждой дисциплине складывается из суммы баллов за текущую работу в семестре (Sтек) и баллов, полученных на экзаменационной  сессии (Sсес).

При этом максимальное количество баллов за текущую работу в семестре (Sтек) ограничивается 60 баллами, в том числе, аудиторные занятия – 35 баллами, самостоятельная работа студентов (СРС) – 25 баллами.

Рейтинговой системой предусматриваются «премиальные» баллы (от 0 до 10 баллов), которые могут быть добавлены студенту за высокое качество выполненных работ и использование в СРС материалов, выходящих за рамки учебной программы. Премиальные баллы должны быть выставлены в ведомость до начала зачетов и экзаменов. 

На оценку экзамена или зачета (Sсес) максимально предусматривается 30 баллов.

Если по дисциплине предусмотрена сдача  зачета и экзамена в одном и том же семестре, то 30 сессионных баллов делятся между двумя этими формами контроля.

3.6. Баллы по дисциплине начисляются студенту за текущую работу  (Sтек  =  от 0 до 60 баллов) и в том случае, если форма контроля не предусмотрена в данном семестре. Если студент не набрал необходимого количества баллов, то они выставляются в ведомости со знаком « - ». Студент имеет возможность набрать необходимое количество баллов в следующем семестре.

3.7. Шкала оценок, т.е. минимальное и максимальное количество рейтинговых баллов за каждый вид аудиторной и внеаудиторной работы студента, разрабатывается преподавателями,  утверждается кафедрой.   

3.8. Значения рейтинговых баллов для отдельных видов учебной деятельности по каждой дисциплине доводятся до сведения студентов преподавателями на первом занятии в начале каждого семестра и не могут изменяться в течение семестра.

4. Контроль успеваемости и порядок определения рейтинговых баллов и академических оценок

4.1. Баллы за текущую работу студента по дисциплине начисляются преподавателями  в течение  семестра.   Набранная студентом сумма баллов выставляется   в  ведомость.

4.2. Студенту должна предоставляться информация  о  набранной  им сумме баллов.

4.3. Студент, набравший в результате текущей работы по дисциплине (Sтек) менее 20 баллов, не допускается к сдаче экзамена (зачета).  Ему выставляется 0 сессионных баллов (Sсес = 0).

4.4.   Если на экзамене (зачете) ответ студента оценивается менее чем 20-баллами, то экзамен (зачет) считается не сданным, студенту выставляется Sсес = 0 баллов, а в ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно» («не зачтено»).

Если на экзамене (зачете) студент набирает 20 и более баллов, то они прибавляются к сумме баллов за текущую работу и переводятся в академическую оценку (см. таблицу), которая фиксируется в зачетной книжке студента.

Итоговый семестровый

рейтинг (Sитог)

Академическая оценка

60-70  баллов

«удовлетворительно»

«зачтено»

 71…85 баллов

«хорошо»

   86…100 баллов

«отлично»

4.5.  Студенту, набравшему в течение семестра за текущую работу (Sтек) 60  баллов, зачет по дисциплине может быть выставлен без процедуры сдачи.

Преподаватель имеет право (с согласия студента) выставить экзаменационную оценку без процедуры сдачи экзамена, если сумма баллов, набранная студентом за текущую работу (Sтек), составит 60.  

В обоих случаях к набранному студентом количеству баллов за текущую работу автоматически добавляется 20 баллов и выставляется соответствующая академическая оценка.

Если в течение семестра студент набирает максимальное количество баллов (60 баллов = Sтек (60 баллов) + 10 («премиальные баллы»)), то на усмотрение преподавателя возможно добавление 30 баллов и выставление соответствующей итоговой оценки «отлично».

4.6. В зачетных и экзаменационных ведомостях преподавателем проставляется итоговое количество баллов (Sитог) (Sитог – сумма, складывающаяся из количества баллов, набранных студентом за текущую работу в семестре (Sтек), с учетом «премиальных» баллов и количества баллов, полученных на зачете или экзамене (Sсес)) и соответствующая итоговой сумме баллов академическая оценка прописью.  В зачетную книжку студента в виде дроби выставляется итоговое количество баллов и академическая оценка прописью, например: хорошо/80.

4.7. При сдаче зачета или экзамена по индивидуальному экзаменационному листу (направлению) преподаватель в графе «Оценка» проставляет итоговое количество баллов (Sитог) и соответствующую итоговой сумме баллов академическую оценка прописью в виде дроби.

4.8. При переводе студентов на биолого-почвенный факультет Иркутского государственного университета из других вузов их индивидуальный рейтинг по каждой дисциплине пересчитывается из 4-балльной системы в 100 – балльную по следующей шкале:

«отлично» -  от 86 баллов;

«хорошо» -  от 71 балла;

«удовлетворительно» -  от 60  баллов;

«зачет» - 60 баллов

 

Принято  на заседании Учебно-методической  комиссии биолого-почвенного факультета

Протокол № …  от … 2014 г.

 

Председатель Учебно-методической
комиссии биолого-почвенного факультета, профессор  А. Н. Матвеев